Порт Мурманск находится на Кольском полуострове, на побережье Баренцева моря и является крупнейшим в мире портом, расположенным за полярным кругом.
Мурманск - самый северный из незамерзающих портов России.
Глубины на подходных фарватерах, протяженность которых составляет 22 мили, большие, что обеспечивает доступность порта для судов класса от Minibulkers до Panamax.
На акватории, прилегающей к Мурманску, расположены причалы морского торгового порта, пассажирского района, рыбного порта, нефтебазы, судоремонтных заводов.
Торговый порт разделен на 3 производственных, перегрузочных комплекса. Первый из них специализируется на перевалке апатитового концентрата и минеральных удобрений. На них установлено специальное перегрузочное оборудование, включающее железнодорожную эстакаду для выгрузки вагонов, бункера-накопители вместимостью 25 тыс. тонн. Второй комплекс специализируется в основном на перевалке навалочных грузов (руда, импортный глинозем).
Кроме того, на его причалах осуществляется перегрузка контейнеров, генеральных грузов на Дудинку, Шпицберген и другие порты арктического побережья России. Он включает 5 причалов с глубинами до 12,5 м. На третьем комплексе производится перевалка навалочных и генеральных грузов. В его состав входят 9 грузовых причалов с глубинами от 7,7 до 10,0 м, оборудованных портальными кранами. На шести из них грузовые работы могут вестись по варианту по прямому варианту «вагон - судно» и обратно.
Всего в торговом порту эксплуатируется 16 грузовых и 5 вспомогательных причалов. Их общая протяженность составляет более 3,4 км. К большинству из них подведены железнодорожные пути. В торговом порту имеются 6 крытых складов общей площадью 28,4 тыс. кв. м.
В торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 40 тонн. Пассажирский район включает пассажирский пирс с двумя причалами длиной по 148 м для линейного флота, 3 плавучих причала для судов местного плавания и морской вокзал. Глубины у пирса 6,5 м, у плавпричалов - до 7,8 м. В рыбном порту имеется около 50 причалов небольшой длины с глубинами от 6,0 до 8,5 м общей протяженностью около 4,0 км.
На причалах установлены в основном портальные краны грузоподъемностью от 3,2 до 6 т. Есть несколько кранов г/п 10 т. Порт разделен на районы: 1-й и 2-й грузовые районы и угольную базу (3-й грузовой район).
В состав нефтебазы входит один нефтепирс длиной 336 м, на котором перерабатываются почти все виды жидкого топлива. Параллельно ему строится еще один нефтепирс. обслуживания, отстоя судов, различных вспомогательных целей.
Однако несколько причалов, используются для перевалки коммерческих грузов. Торговый порт и пассажирский район обслуживают около 50 судов портового флота, включающего буксиры различной мощности, рейдовые и швартовные катера и др.
На рейде порта Мурманск установлен рейдовый перевалочный комплекс для нефтеналивных грузов «Белокаменка» (танкер-накопитель), принадлежащий ОАО «Роснефть» с перевалочной мощностью 12 млн. мт. нефти в год (88 млн барр.).
Большие подходные глубины арктического порта, а также его центральное положение в общей системе Северного морского пути, позволили создать на базе Мурманска центральную базу по обслуживания ледоколов с ЯЭУ (ядерной энергетической установкой) ФГУП «Атомфлот».
Мурманск - самый северный из незамерзающих портов России.
Глубины на подходных фарватерах, протяженность которых составляет 22 мили, большие, что обеспечивает доступность порта для судов класса от Minibulkers до Panamax.
На акватории, прилегающей к Мурманску, расположены причалы морского торгового порта, пассажирского района, рыбного порта, нефтебазы, судоремонтных заводов.
Торговый порт разделен на 3 производственных, перегрузочных комплекса. Первый из них специализируется на перевалке апатитового концентрата и минеральных удобрений. На них установлено специальное перегрузочное оборудование, включающее железнодорожную эстакаду для выгрузки вагонов, бункера-накопители вместимостью 25 тыс. тонн. Второй комплекс специализируется в основном на перевалке навалочных грузов (руда, импортный глинозем).
Кроме того, на его причалах осуществляется перегрузка контейнеров, генеральных грузов на Дудинку, Шпицберген и другие порты арктического побережья России. Он включает 5 причалов с глубинами до 12,5 м. На третьем комплексе производится перевалка навалочных и генеральных грузов. В его состав входят 9 грузовых причалов с глубинами от 7,7 до 10,0 м, оборудованных портальными кранами. На шести из них грузовые работы могут вестись по варианту по прямому варианту «вагон - судно» и обратно.
Всего в торговом порту эксплуатируется 16 грузовых и 5 вспомогательных причалов. Их общая протяженность составляет более 3,4 км. К большинству из них подведены железнодорожные пути. В торговом порту имеются 6 крытых складов общей площадью 28,4 тыс. кв. м.
В торговом порту могут быть перегружены тяжеловесные грузы массой одного места до 40 тонн. Пассажирский район включает пассажирский пирс с двумя причалами длиной по 148 м для линейного флота, 3 плавучих причала для судов местного плавания и морской вокзал. Глубины у пирса 6,5 м, у плавпричалов - до 7,8 м. В рыбном порту имеется около 50 причалов небольшой длины с глубинами от 6,0 до 8,5 м общей протяженностью около 4,0 км.
На причалах установлены в основном портальные краны грузоподъемностью от 3,2 до 6 т. Есть несколько кранов г/п 10 т. Порт разделен на районы: 1-й и 2-й грузовые районы и угольную базу (3-й грузовой район).
В состав нефтебазы входит один нефтепирс длиной 336 м, на котором перерабатываются почти все виды жидкого топлива. Параллельно ему строится еще один нефтепирс. обслуживания, отстоя судов, различных вспомогательных целей.
Однако несколько причалов, используются для перевалки коммерческих грузов. Торговый порт и пассажирский район обслуживают около 50 судов портового флота, включающего буксиры различной мощности, рейдовые и швартовные катера и др.
На рейде порта Мурманск установлен рейдовый перевалочный комплекс для нефтеналивных грузов «Белокаменка» (танкер-накопитель), принадлежащий ОАО «Роснефть» с перевалочной мощностью 12 млн. мт. нефти в год (88 млн барр.).
Большие подходные глубины арктического порта, а также его центральное положение в общей системе Северного морского пути, позволили создать на базе Мурманска центральную базу по обслуживания ледоколов с ЯЭУ (ядерной энергетической установкой) ФГУП «Атомфлот».
Характеристики порта по причалам и операторам:
Площадь территории морского терминала (га):
53,04
Площадь акватории морского терминала (кв.км.):
0,22
Количество причалов морского терминала:
13
Длина причального фронта морского терминала (п. м):
2 455,5
Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год):
15 474
Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м):
15,73 / 289 / 43,03
Площадь открытых складов (тыс. кв.м.):
152,5
Площадь крытых складов (тыс. кв.м.):
28,7
Максимальная грузоподъемность перегрузочного оборудования (тн)
40
Техническая оснащенность
55 портальных кранов, 98 автопогрузчиков вилочных, 34 специальных и ковшевых погрузчиков, погрузочная машина, кран манипулятор, 103 единицы другой техники (тягачи, бульдозеры, самосвалы, мобильные установки для очистки и дробления угля)